adminrussia (adminrussia) wrote in russiaforall,
adminrussia
adminrussia
russiaforall

Charlie Hebdo: С чьей стороны нанесён удар - неважно

Довольно давно, десятка полтора лет уже, я периодически занимаюсь афро-проектами. Среди самых близких мне по духу африканских партнёров — двое мусульман: сенегалец и малиец (а ещё у меня названный брат, крымскотатарский современный художник — тоже мусульманин; но он для меня отдельная тема). Оба убеждённые пацифисты, люди толерантные едва ли не в той же степени, что я сам (а я регулярно слышу обвинения в излишней толерантности — не только от консерваторов, но даже от называющих себя либералами). Когда я слышу ужасные новости, связанные с темой ислама, подобные вчерашней, то всегда вспоминаю о них, и пытаюсь смотреть на произошедшее их глазами.
Ислам глазами думающих мусульман — нечто противоположное тому, что думает о нём среднестатистический (т.е. не думающий) россиянин или европеец. Это религия мира, а религией вражды он становится, как правило, среди мусульман не думающих. К несчастью, сегодняшние власти многих мусульманских стран — точно так же как власти в России, да и в Украине — не заинтересованы в думающих гражданах.
Поэтому я рад, что кричалки на митинге в Париже по следам убийства в Charlie Hebdo были не «против» (ислама или мусульман), а «за» (главные европейские ценности). 13 лет назад на симпозиуме «Rethinking Modernity» Сергей Аверинцев говорил о том, что «исламизм» не имеет сущностного отношения к исламу — уже в силу модернисткого суффикса «изм», снимающего примат корневой части слова. Исламист — это не настоящий магометанин, а тот, кто прикрывает религиозным ярлыком свою агрессивную ксенофобию. Расстрелявшие редакцию — либо принципиально-не-думающие «мусульмане», либо — отнюдь не наоборот! — «думающие» экстремисты от европеизма, провоцирующие Европу к отказу от толерантности. Возможная провокация спецслужб — по сути, второй из названных вариантов.
Я говорю именно «не наоборот» — потому что вопрос, с чьей стороны, с «мусульманской» или антимусульманской, нанесён удар, раскалывающий мир (в обоих значениях русского слова) — абсолютно второстепенен.

* * *
Что касается исламской культуры в Чёрной Африке, особенно в Западной — то она, как правило, миролюбива и достаточно интеллектуальна. Там существуют очень интересные мистические течения. Возможно, именно в этом регионе ислам нашёл свою наиболее целостную реализацию. Но об этом надо ещё думать и писать отдельно.


Текст: Игорь Сид
Tags: право на жизнь, светское государство, свобода слова, свобода совести
Subscribe

  • В неохристианстве нет комизма

    Религиовед Светлана Рязанова рассказала о современных веяниях в области сакрального, в котором есть неверующие православные, занимающиеся йогой.…

  • «Даром преподаватели время со мною тратили»

    В минувшую пятницу 14 августа в Манеже произошёл погром православными фанатиками выставки «Скульптуры, которых мы не видим», посвященной…

  • «Зачем Богу деньги?»

    Прямой эфир радиостанции «Говорит Москва» от 28 июля 2015 года. Дискутируют: историк, режиссер, писатель Евгений Понасенков и директор Фонда святого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment