adminrussia (adminrussia) wrote in russiaforall,
adminrussia
adminrussia
russiaforall

Новый православный порядок: епархия вместо парткома

Учёт мнения местных жителей при проведении тех или иных праздничных мероприятий — неотъемлемое свойство демократии. Вот только демократия ли это, когда за такое мнение выдаётся точка зрения небольшой организованной группы, пользующейся преференциями у властей предержащих? — задаётся вопросом историк Ярослав Бутаков.


О чересчур доверчивом Всеволоде Чаплине

Как известно, в селе Морозовка Россошанского района Воронежской области местная администрация изъяла из программы празднования Дня молодёжи постановку с участием мифологических персонажей — Нептуна, русалок и т. д. Она сделала это, пойдя навстречу требованиям православного духовенства, возмущённого «языческим» характером праздника.

Россия за последние годы увидала уже многое из того, что, как казалось ещё совсем недавно, могло случиться только в Средние века, но никак не после просвещённых XIX и ХХ столетий. Тем не менее, этот случай церковной цензуры в гражданском мероприятии показался особенно вопиющим даже на фоне нынешних тенденций, а потому получил широкий публичный резонанс.

Общественная реакция на событие в воронежской «глубинке» привлекла внимание «Российской газеты». Её корреспондент расследовала инцидент и оказалось, что на самом деле ничего из того, что сообщалось ранее в СМИ, в Морозовке не было. Будто бы священник местной церкви отец Роман лишь «разъяснял» своим прихожанам «языческий смысл» праздника Нептуна, и те «обеспокоились». А самого Нептуна не было лишь потому, что человек, ранее игравший эту роль на ежегодном празднике в Морозовке, оказался... занят на другом мероприятии! И вообще, новость была заказной, так как «стала на всех ресурсах раскручиваться программами-ботами, настроенными на озлобленные ругательства в адрес православной церкви».

Правда, в пастораль, нарисованную корреспондентом «РГ», не вписываются некоторые важные факты. Во-первых, обращение отца Романа к администрации Россошанского района получило поддержку в руководстве Воронежской и Борисоглебской митрополии. В ней корреспонденту «Интерфакса» так мотивировали обращение: «Православные жители Россоши не пожелали, чтобы на их территории, где живут их дети, привлекали бесов, каковыми являются эти существа [т. е. Нептун со сказочной свитой — Я. Б.]... Что будет, если начать призывать бесов? Могут произойти неожиданные последствия, духовный мир реально существует».

Во-вторых, первое пиар-лицо РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин тут же высказался по этому поводу с осуждением языческих элементов гражданского праздника в Россошанском районе и в поддержку их изъятия из программы праздника.

Таким образом, получается, что новость действительно была «раскручена». Но кем? Местными и центральными функционерами РПЦ. Они использовали данный эпизод для очередных заявлений в обоснование своих претензий на цензуру культурной жизни России. Поэтому версия корреспондента «РГ» совершенно не вяжется с реальными фактами.

Кроме того, если встать на её точку зрения, то получится, что «боты, настроенные на озлобленные ругательства в адрес православной церкви» ловко подставили уважаемых в Московской патриархии людей, чтобы те одобрили решение (запрет Нептуна), которого на самом-то деле (если верить корреспонденту «РГ») вовсе не было! То есть, «Российская газета» задним числом выставила Всеволода Чаплина человеком, якобы клюнувшим на провокационную приманку.


Попы сказали «надо!», администрация ответила «есть!»

С последним никак не могу согласиться. Хотя очевидно, что курьёзный случай в Морозовке и «глубокомысленные» разъяснения В. Чаплина и его коллег никак не могут прибавить РПЦ уважения в обществе, но было бы крайне легкомысленно полагать, будто тот же Чаплин плохо понимает выгоды своей корпорации. В данном случае негативный пиар-эффект от вторжения церковной цензуры в светскую культуру явно перевешивается демонстрацией большого влияния РПЦ на принятие решений местными органами власти.

Попросту говоря, нам показали «симфонию государства и церкви» в непосредственном практическом действии. Местные попы сказали: «Надо!». Местная власть дружно взяла под козырёк (виноват, теперь надо говорить: ударила челом) и ответила: «Есть!». Нет никаких сведений про то, что она приняла при этом в учёт мнение большинства жителей данного района...

Обращение общественной организации (каковой является и РПЦ) к органу власти — нормальная демократическая процедура. Настораживает даже не столько то, что решение было принято полностью в соответствии с данным обращением, без попытки выяснить, что думают по этому поводу остальные граждане, сколько то, что обращение было принято местной властью именно к безусловному исполнению. Принцип светского характера государства был нарушен дважды.

Первый раз — в подмене решения органа местного самоуправления решением местной епархии. Точно также, мы помним, в советское время настоящие решения принимались в комитетах КПСС, а местные Советы просто формально их подтверждали, служа лишь передаточно-исполнительной инстанцией для проведения в жизнь решений парткомов. Теперь место КПСС на местах тихонько перенимает РПЦ. «Свято место» пусто не бывает, и кому ж, как не «святой» организации, его заполнять...

Второй раз — в цензуре религиозной организации на содержание светского культурного мероприятия. Отметим, что в запрете Нептуна (а также запрещённого одновременно с ним празднования Ивана Купалы) не фигурировал столь популярный ныне мотив «оскорбления религиозных чувств» православных. В «языческой» театральной игре попы (вряд ли — сами прихожане, за «мнение» которых они прячутся) усмотрели не какое-то оскорбительное поведение, подпадающее под действие гражданских законов. Нет, они увидели в нём прямо-таки покушение «бесовских сил» на души своей паствы. То есть запрет на светское мероприятие имел явно выраженную теократическую мотивировку. Кстати, ещё через пару дней в том же духе высказались священнослужители на известном сайте религиозных мракобесов.


Где заканчивается языческая символика?

Комментаторы сего события теперь высказывают обоснованные опасения, что РПЦ в дальнейшем приобретёт охоту к запрету и других привычных праздничных сценок под предлогом их «языческой» символики. Ну, а самым известным языческим по происхождению праздником является у нас Новый Год. Да и его неотъемлемые персонажи — Дед Мороз со Снегурочкой — тоже какие-то явно «не православные». Сам Новый год выпадает на православный рождественский пост, когда, по церковным понятиям, веселиться не подобает...

Вряд ли, конечно, Гундяев, Чаплин и Кº стремятся в итоге запретить гражданский Новый год. Демаршем в Воронежской области духовенство преследовало довольно прозрачную цель: показать свои способности по мобилизации не только паствы, но и органов местной власти для политических кампаний в интересах РПЦ МП. Что, надо признать, удалось.

Слово теперь — за гражданским обществом. Если на подобные проявления идеологического диктата у него не найдётся адекватного законного ответа, то его можно будет и дальше беспрепятственно давить.

Текст: Ярослав Бутаков


Записывайтесь в наше сообщество: russiaforall
Подписывайтесь в Фэйсбук
Добавляйтесь ВКонтакте
Наш сайт: russiaforall.ru

Tags: светское государство
Subscribe

  • Котопсы (Градус витальности)

    1 Никто не знал откуда явились Коты. Рассказывают, что их занесли Драконы, поэтому у них такие острые когти и сверкающие глаза. Или, что они…

  • "Это был поезд от человека к нации"

    С 10 по 13 августа 2015 года на территории самого большого этнографического парка-музея России «ЭТНОМИР», расположенного в Боровском районе Калужской…

  • На какой основе объединяется нация?

    Представления о нации (см. подробнее в материале о том, какова история представлений о нации и ее сборке) неразрывно связаны с понятием национализма.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments