adminrussia (adminrussia) wrote in russiaforall,
adminrussia
adminrussia
russiaforall

О «куколке» нации и «гусенице» национализма

Этнический национализм: ситуация и причины

Что лежит у истоков нарастающей в российском обществе волны этнического национализма (осенью 2013 года данная идея созвучна почти 70% населения)? Что отражает всё чаще встречающийся лозунг — «Россия для русских» и чем обусловлен столь высокий процент населения, готового поддержать подобную риторику?

Среди многих факторов, лежащих в основе развития современного русского национализма, следует выделить два основных: 1) попытка людей, считающих себя русскими, прийти к четкой самоидентификации по этническому принципу; 2) большое количество негативных процессов происходящих в российском обществе, затрагивающих сферу межэтнических отношений.

Когда нет общепринятого понятия о государственной нации, отождествление человека по этническому признаку становится превалирующим фактором в системе его идентичностей. Иными словами, происходит вполне естественный психологический процесс, когда индивидуум стремится ассоциировать себя с некоторой общностью других людей, обладающих с ним родственными или культурными признаками — утвердить свой статус через этнос.

Данный процесс (сам по себе непростой) к тому же проходит в неблагоприятных условиях: отсутствуют четкие критерии для разделения по признаку «русский/нерусский»; социальная ситуация в стране нестабильна, в массовом сознании населения преобладают деструктивные процессы (хотя и вялотекущие).

Во-первых, современное российское общество пребывает в ситуации нестабильности. Значительное число граждан подвержено фрустрации в разной степени, испытывает недовольство окружающей обстановкой и происходящими в стране процессами. В этом состоянии, не имея ответов на вопрос «почему так плохо?», единственным выходом для психики человека становится поиск «виноватого». И виновных находят достаточно быстро — это власть и «чужаки».

В силу того, что до власти «дотянуться» не получается, да и традиции чинопочитания, «смирения» перед «барином», достаточно сильны, наиболее безболезненным и эффективным субъектом обвинения становятся «чужие» как снаружи, так и внутри страны. Это и «америкосы», и европейские «пиндосы», и понаехавшие «чурки», и т. д.

Во-вторых, большую роль в разжигании межэтнических конфликтов играет абсолютно неоправданная миграционная политика российского руководства. Наводняя регионы России дешевой рабочей силой, порой плохо адаптирующейся к нашим общественным укладам и с трудом говорящей на русском языке, власть создает серьезнейшую социальную проблему, которая накапливаясь из года в год, может привести к мощному общественному взрыву, сопровождающемуся не только националистическими, но, как мы видим на «русских маршах», нацистскими лозунгами.

В-третьих, существенный вклад в развитие идей этнического национализма вносит криминогенная обстановка, характерная для среды нелегальной миграции. В этих процессах не последнюю роль играет отсутствие четкого и обоснованного плана привлечения иностранной рабочей силы, коррупционные процессы в среде ФМС, правоохранительных и иных органах надзора за мигрантами. Отмечающийся рост преступности с участием «чужаков» существенно повышает уровень страха коренного населения, приводя к возникновению агрессивного отторжения. Всё чаще при этом наблюдается абсурдная ситуация: потерпевшему человеку все равно, кто против него совершил противоправное деяние — русский или нерусский, гражданин России или нет. Но, вместе с тем, сводки о преступлениях, совершенных «чужаками» нас будоражат и впечатляют гораздо больше других.


Что нужно изменить

Есть ли выход из ситуации, механизмы, способные изменить реальность в позитивном направлении? Да, они существуют.
1. Наведение порядка в миграционной политике (качество и количество мигрантов, определение сфер и отраслей экономики для привлечения сторонней рабочей силы, обоснование необходимости в привлечении мигрантов), создание механизмов более четкого контроля за данными процессами через межгосударственные соглашения, привлечение стран, откуда приезжают мигранты к ответственности за нарушения, совершаемые их гражданами на территории РФ.
2. Изменения в законодательной сфере, снижающие факторы возникновения коррупции в сфере миграционных процессов.
3. Регулярная профилактическая работа правоохранительных органов по снижению количества преступлений, совершаемых мигрантами на территории РФ.
4. Проведение на региональном и муниципальном уровне программ, направленных на социальную адаптацию мигрантов и их семей, обязательное отслеживание медицинских показателей и санитарных норм, сдача «кандидатского минимума» на знание русского языка и законодательных основ.
5. Осуществление четкой внутренней и внешней политики, направленной на защиту любого человека, находящегося на территории РФ от проявлений шовинизма, ксенофобии, притеснения по этническому принципу. Публичные проявления ненависти недопустимы как в отношении представителей любых народов в регионах преимущественного проживания русского населения, так и в отношении русских и других этносов в национальных республиках РФ.


Как изменить?

Поскольку наиболее действенные инструменты находятся в руках государственных чиновников, но надежды на их эффективное применение нет, сосредоточимся на том, что может сделать само население России.

Прежде всего — это развитие институтов гражданского общества, способного через общественное мнение, через своих активистов, общественные организации и объединения влиять на власть, заставлять государство устранять вышеописанные негативные факторы и болевые точки, поддерживать общественные механизмы контроля и регулирования социальных процессов.

Гражданское общество это тот фундамент, благодаря которому формируется единая нация на пространстве нашей страны. Если предпосылки нации граждан были заложены в период империи и СССР, то её полноценная реализация в современных условиях (без которых она превращается в объект манипуляций со стороны власти и спекуляций со стороны пропаганды) означает политическую свободу, незыблемость институтов демократии и неприкосновенность базовых прав человека. Имея превалирующую идентичность по гражданскому принципу, население страны обретает, наконец, тот стержень, вокруг которого может кристаллизоваться общая система ценностей и моральных норм поведения.

Так же как в свое время моральным и нормативным кодексом поведения гражданина СССР был «кодекс строителя коммунизма», который давал образ «советского человека», определял общественное отношение к текущим процессам и индивидуальным поступкам. Сразу следует отметить, что в Советском Союзе данный образ во многом формировался за счет тоталитарной государственной пропаганды и на идее всеобщего сплочения под страхом внешней угрозы. В современных условиях этот путь не только не эффективен, но и неприемлем в принципе. Хотя, отвлекаясь от темы, следует отметить, что похожие механизмы просматриваются в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» принятой Правительством РФ.


Стадия «куколки»: обратного пути нет

Что характеризует государства, где население осознаёт себя единой нацией? Прежде всего, сформированную нацию характеризует то, что отдельные индивидуумы четко осознают себя гражданами страны, принимают общее правовое поле, понимают свою гражданскую и политическую ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу общества, государства в целом.

При этом появляется целый комплекс позитивных моментов, в числе которых: более консолидированная позиция общества по вопросам внутренней и внешней политики страны; оперативность реагирования со стороны населения на социальные и политические изменения; большая вовлеченность отдельных групп граждан в процессы, затрагивающие культурные, духовные и бытовые традиции.

Суждено ли российскому народу осознать и утвердить свой статус единой нации на территории нашего нового, существующего с 1991 года государства? Современная обстановка в обществе говорит о набирающем силу противоположном процессе — возникновении тенденций к сепаратизму, идей национализма и шовинизма.

С другой стороны, если мы утверждаем единую гражданскую нацию, этнонационалисты вправе поинтересоваться, что мы конкретно предлагаем русским? Давайте разговаривать.

В подтверждение своих стремлений современные этнонационалисты приводят слова, сказанные императором Александром III — «Россия для русских». Но какое значение вкладывал Император в эти слова, что они значили в тот исторический период, когда были произнесены? Во-первых, в то время понятие «русский» означало в большей степени не этническое происхождение, а подданство (фактически, гражданскую принадлежность). Так, например, великая императрица Екатерина Алексеевна, именовавшаяся русской Императрицей Екатериной II, была по рождению немкой (София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская).

А во-вторых — самое главное — возможно ли реализовать лозунг «Россия для русских» в настоящее время? Ведь для его применения нужно четко определить как минимум два параметра: кто такие русские и какие преференции им даются по отношению к остальным? Без ответа на эти вопросы, яркий призыв превращается в пустые слова, тешащие самолюбие отдельных людей. Наверное, во времена Александра III было полное понимание, что значит «Россия для русских и по-русски». Но сейчас ситуация кардинально изменилась. Более чем три поколения (70 лет советской власти) это понятие «размывалось», потеряны корни, постепенно изменились уклады и традиции.

Нынешняя власть, изображая борьбу с шовинизмом, втихаря одобрительно смотрит на возрождение русского национализма по двум причинам: это отвлекает народ от реальности, заставляет сместить свое недовольство и гнев от самой власти на «чужаков»; правители прекрасно понимают, что лозунг «Россия для русских» никогда не будет реализован до конца. И это не потому, что кто-то усиленно мешает его осуществлению. Кто может помешать желанию 80% населения огромнейшей страны (114 миллионам человек)? Да мы сами, в силу непонимания и отсутствия критериев самоидентификации по признаку «русский». Без обид, но если, например, чеченца попросить в толпе из 100 человек найти своих, он с 95% вероятностью с успехом справиться с этой задачей. А если такую же задачу поставить русскому националисту? Как он будет отделять своих от чужих?

Есть ли смысл пытаться возрождать ту систему идентификации, которая частично утрачена, частично искажена, частично не функционирует? Может, стоит смотреть в будущее и идти к новым более прогрессивным формам идентификации — по принципу гражданства, объединения в новую нацию, где русские станут основой, главным цементирующим составом?

Социальная организация, основанная на биологическом, кровном родстве, считается общностью низшего порядка, характеристикой варварства, тогда как нация, основанная на гражданстве, есть более прогрессивное объединение людей, связанных единым правовым пространством. Одно вполне может сосуществовать рядом с другим, но они существуют в разных качествах. Еще в древнем Риме, колыбели гражданских отношений, говорилось о том, что не кровь делала римлянина римлянином, а гражданство — добровольно принятые на себя ограничения во имя общего блага, гарантирующие в свою очередь положение в обществе и права.

Одна из основных задач нации — это воспроизведение общей для всех граждан культурной идентичности в социальных и политических процессах. Именно национальная культура является результатом осмысленных усилий человека по преодолению своего природного хаоса, в том числе внутреннего, посредством самоорганизации и самодисциплины. Вот здесь и могут быть проявлены все лучшие традиции и духовные основы, являющиеся богатством русского народа, становясь естественным базисом формирования новой российской нации.

Современный русский народ похож на «куколку», которая вот-вот может стать бабочкой, расправить крылья и полететь в новый солнечный и прекрасный мир, стать нацией граждан своей страны — России. Но вместо этого находятся те, кто усиленно призывает к обратному процессу — превратиться в гусеницу, уйти в историческое прошлое, которого уже нет, возродить «традиции», которые уже не нужны, отгородиться от всех и самое главное от себя. Плохо ли было быть гусеницей? Конечно же, нет — это совершенно необходимый этап, нормальный исторический процесс. Но он уже в прошлом. У куколки уже нет параметров и условий для возврата в состояние гусеницы: можно или стать бабочкой или погибнуть, то есть окончательно потерять внутреннее единство.


Россия «для меня» против России для всех

В момент создания организационного комитета «Партии национального согласия «Россия для всех» происходило активное обсуждение предлагаемого названия создаваемой структуры. При этом в качестве сопутствующих и раскрывающих смысл названия партии заявлялись следующие тезисы: «Россия для россиян»; «Россия для тех, кто законно проживает на ее территории»; «Права и свободы для всех, а не только для власти»; «закон для всех»; «качественное образование и медицина для всех» и т. д.

Стало приходить много комментариев, люди активно обсуждали возможность в настоящих условиях создать предпосылки к реализации заявленных постулатов. Высказывали сомнение о возможности регистрации такой партии, особенно из-за того, что в манифесте четко заявлено: действующую тоталитарно-авторитарную систему управления необходимо демонтировать, без этого процесса невозможен какой бы то ни было прогрессивный путь развития Российской Федерации. Простая реформа власти станет лишь очередной сменой декораций, вывесок и актеров на внутриполитической сцене страны, оставив неизменным сам сценарий и сущность спектакля под именем: «народ России никогда не был и не будет хозяином своей земли».

Но особенное удивление вызвали комментарии, в которых звучали следующие слова: «пусть ваша жена будет для всех, а моя Родина для меня»; «Хотите, чтобы ваша квартира была для всех? Нет, Россия только для меня», «Россия для всех — это что, для чурок и мигрантов что ли?»; «Если хотите Россию для всех, то пустите в свою квартиру жить всяких «черных» и т. п.

Так почему же, несмотря на разъяснения к лозунгу «Россия для всех», четко говорящие о том, что: «...для всех, кто законно...», «...для россиян...», у некоторых людей эта мысль воспринималась негативным образом? Почему они воспринимают Россию — общее государство для граждан — как нечто свое собственное, типа своей «хаты» или жены? Может, проблема в том, что современное российское общество порождает тягу к атомизированному, эгоистичному сознанию? И тогда чего удивляться, когда какой-нибудь высокопоставленный чиновник воспринимает Россию как свою собственность и соответственно с этим пользует ее как хочет. Любые народные возмущения вызывают у такого «государева человека» недоумение. Он никак не может взять в толк, чего собственно хотят люди возмущенные коррупцией, ведь он им лично ничего не должен, а государственная кормушка, да, его, он её выкупил, выслужил, либо получил от добрых друзей или кровных родственничков.

Так может, стоит, наконец, перешагнуть через эгоизм, комплексы неполноценности и признать, что Россия не может быть только «для меня», она — для нас, для населения России, она для всех, кто соблюдает российский закон. Может, именно в этот момент мы научимся признавать достоинство друг друга, а термин «толерантность» (ничего, кроме казённых ассоциаций не вызывающий) выбросим на свалку истории? Ведь только через уважение можно прийти к взаимопониманию, а терпимостью (толерантностью) к другому ничего не добиться: терпение рано или поздно заканчивается, и если к этому моменту не возникло понимания друг друга, то дальше неизбежно столкновение и конфликт.

В стремлении к единению в рамках многоэтнического российского общества будет решено множество проблем страны, которые сегодня кажутся фатальными. В этой перспективе слова «...для Всех» будут пониматься совсем по-другому, с теплом по отношению к окружающим нас людям. Ведь смог же знаменитый герой произведения братьев Стругацких «Пикник на обочине» Рэдрик Шухарт, движимый эгоистичными помыслами и личной выгодой, добравшись до шара исполняющего желания, произнести знаменитый монолог: «Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой... всемогущий, всесильный, всепонимающий... разберись! Загляни в мою душу, я знаю, там есть все, что тебе надо... «Счастье для ВСЕХ, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!».

Текст: Александр Утолин


Стать нашим сторонником и подписаться на важные события на нашем сайте: russiaforall.ru
Записывайтесь в наше сообщество: russiaforall
Подписывайтесь в Фэйсбук
Добавляйтесь ВКонтакте
Tags: государственное сознание, гражданская нация, идентичность, этнонационализм
Subscribe

  • Котопсы (Градус витальности)

    1 Никто не знал откуда явились Коты. Рассказывают, что их занесли Драконы, поэтому у них такие острые когти и сверкающие глаза. Или, что они…

  • "Это был поезд от человека к нации"

    С 10 по 13 августа 2015 года на территории самого большого этнографического парка-музея России «ЭТНОМИР», расположенного в Боровском районе Калужской…

  • На какой основе объединяется нация?

    Представления о нации (см. подробнее в материале о том, какова история представлений о нации и ее сборке) неразрывно связаны с понятием национализма.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments